Бібліотека

Военная академия тыла и транспорта. Историческая справка

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЫЛА И ТРАНСПОРТА

В красивых Петербургских зданиях надежной дореволюционной постройки, которые занимает Военная академий тыла и транспорта веет старинным духом государственности, боевой славы и чести. Судите сами. В главном корпусе на набережной адмирала Макарова размещалось прежде Министерство торговли и промышленности российской империи.

А в огромном красно-белом здании на съездовской линии, где сегодня размещается основная часть факультетов академии, некогда располагался Первый Императорский шляхетский кадетский корпус (называвшийся еще «Рыцарской академией) - первое высшее военное учебное заведение России. Оно было образовано по указанию императрицы Анны Иоановны в 1732 году, и занимало с этого времени, кроме всего прочего, дворец А. Д. Меньшикова (ныне дворец-музей А.Д. Меньшикова). Из стен корпуса вышли фельдмаршалы П.В. Румянцев, М.В. Прозоровский. М.В. Долгоруков. Здесь пополнял свои научные военные знания будущий генералиссимус А.В. Суворов, В течение трех лет корпусом руководил генерал-лейтенант Михаил Илларионович Кутузов.В здании, занимаемом факультетом, переподготовки и повышения квалификации на 13-ой линии Васильевского острова в середине- XIX века находилось офицерское собрание лейб-гвардии Финляндского полка. Этому полку принадлежали Дома офицерского состава на 19-ой линии, Часть специального отделения размещена в помещениях госпиталя, а учебный центр - в лагере этого же полка.Автопарк и склады академии расположены на территории Преображенского полка. На улице Глинки, 2, где сегодня находится Редакционное издательский отдел, типография и общежитие слушателей, в 1900 году был размещен Интендантский курс с которого и начинается славная история современной Военной академии тыла и транспорта.

Впервые вопрос о создании в России специального военно-учебного заведения интендантского профиля был поставлен 16 декабря 1869 года на заседании Технического комитета Главного интендантского управления, не получивший, однако, положительного решения. Через 10 лет аналогичная попытка завершилась резолюцией Главного интенданта армии - "повременить".В 1896 году эта проблема была рассмотрена в более широком плане. После длительной и кропотливой работа были подготовлены необходимые документы для открытий первого в России военного учебного заведения интендантского профиля. Заслуга в этом деле принадлежит начальнику мобилизационного отделения Главного интендантского управления Военного министерства -генералу Н.И.Соловьеву.18 марта 1900 года «Высочайшим повелением императора Николая II» было утверждено «Положение об открытии 8-месячного интендантского курса» с целью расширения познаний офицеров и чиновников интендантского ведомства и подготовки необходимого числа офицеров из строя для замещения административных должностей в интендантских управлениях и заведениях.6 сентября 1900 года состоялось торжественное открытие курса, возглавил который генерал Н.И.Соловьева.В 1901 году Приказом по Военному ведомству N 325 срок обучения на курсе продлевается до 2 лет, а в 1905 году «Высочайшим повелением» утверждается «Положение об интендантском курсе с трехгодичным сроком обучения» с официальным отнесением таковых к разряду высших военно-учебных заведений страны. Выпускники получают права офицеров, окончивших военную академию, в том числе право ношения знака Сенаторской ревизии. Воспитанники интендантского курса приняли активное участие в организации тылового обеспечения войск в русско-японской войне 1904-1305 годов. С учетом опыта войны и новых требований  были приняты меры по дальнейшему совершенствованию подготовки кадров военных хозяйственников. С целью повышения тактико-тыловой подготовки интендантских кадров учебные программы курса были усилены преподаванием военных дисциплин, а Приказом по Военному ведомству № 541 от 22 ноября 1911 года интендантский курс был переименован в Интендантскую академию. Первым ее начальником был назначен генерал-майор П.В Якубинский.

С 1900 по 1914 год Интендантский курс и Интендантская академия подготовили около 500 высококвалифицированных офицеров тыла.Подготовка офицерских кадров военных сообщений в дореволюционной России началась в 1701 году в Навигацкой, затем в Военно-инженерной школе в 1712 году, основанных еще Петром.В дальнейшем для подготовки специалистов сухопутных сообщений 20 ноября 1810 года был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения с трёхлетним сроком обучения.

В период Отечественной войны 1812 года в  действующей армии при участии выпускников института, был создан отряд корпуса военных инженеров путей сообщения с задачей: «Подготовлять дороги для наступающей армии, портить дороги и уничтожать переправы после прохода своих войск при отходе, устраивать для армии на каждую новую позицию временные сообщения.Трое из слушателей третьего корпуса, находясь при Ставке М.И. Кутузова с квартирмейстером Главного штаба полковником К. Толем накануне Бородинского сражения участвовали в реконструкции дорог, проходивших через Бородинское поле на Москву и Рязань. Любопытно также отметить, что многие выпускники института после Отечественной войны 1812 года оказались в рядах декабристов. Среди них Сергей и Матвей Муравьевы - Апостолы, а также управляющий десятым округом путей сообщений в Сибири Гавриил Батеньков.При возрастании потребностей вооруженных сил в военно-инженерных кадрах их подготовка продолжалась в Главном инженерном училище с 1819 года, а с 1855 года в Николаевской инженерной академии. Затем была подключена к этой задаче и академия Генерального штаба, в которой готовили офицеров - организаторов работы военных сообщений. Специалистов по строительству железных дорог, мостов дорожного профиля готовила Инженерная академия.

После Октябрьской революции 1917 года одной из важнейших задач, возникших при строительстве армии нового типа, была задача подготовки командных кадров, в том числе кадров тыла на новых организационных принципах.Подготовка военных хозяйственников для Красной Армии была развернута в бывшей Интендантской академии русской армии, которая 15 марта 1918 года была реорганизована в Военно-хозяйственную академию с открытием специальных академических курсов. Начальником академии был назначен прежний начальник инженер-технолог П.В. Якубинский, военным комиссаром академии утвержден А.И.Кутнер. Угроза захвата противником Петрограда привела к необходимости эвакуации академии. В конце марта 1918 года она была передислоцирована в Москву.5 апреля 1918 года в помещении высших женских курсов на Девичьем поле начались занятия на ускоренных четырехмесячных академических курсах, а 9 декабря этого же года - на восьмимесячных курсах. Слушателям, занимавшимся на основном курсе бывшей Интендантской академии, было разрешено продолжить учебу и закончить её с присвоением квалификации военного инженера-технолога.Занятия в Военно-хозяйственной академии по программе 3-х годичного срока обучения начались лишь в 1920-1921,учебном году, В дальнейшем в интересах исключения параллелизма в подготовке кадров Военно-хозяйственная академия была объединена с Высшей военно-морской финансово-хозяйственной школой в одно высшее учебное заведение, которое было переименовано в Военно-хозяйственную академию РККА и РККФ.

В связи с проведениём военной реформы и сокращением армии после гражданской войны в 1924 году, приказом РВС СССР N8 1112/175 от 5 сентября ВХА была реорганизована. Факультет военного снабжения передан в Военную академию РККА, а военно-технический факультет - в Институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

Механизация и моторизация войск, непрерывное развитие военной науки предъявляли новые требования к развитию и совершенствованию тыла. Требовалась комплексная подготовка большого количества специалистов по организации тыла, а также инженеров тыловых служб.В связи с этим 9 августа 1935 года Советом Народных Комиссаров принято решение о воссоздании Военно-хозяйственной академии с дислокацией в городе Харькове. Затем приказом НКО СССР №0353 от 14 сентября 1940 года ВХА вновь переименована в Интендантскую академию для подготовки квалифицированных специалистов интендантской службы.

Подготовка специалистов транспорта в первые послевоенные годы (после гражданской войны) осуществлялась на факультете военных сообщений Военно-инженерной академии, а в годы военной реформы 1924-1928 годах - в отделении военных сообщений (на военно-транспортном факультете с 1931 года) Ленинградского института инженеров путей сообщения.Специальное военно-учебное заведение по подготовке военных инженеров транспорта и работников военных сообщений было сформировано в 1932 году в Москве и названо Военно-транспортной академией. В 1938 году она была передислоцирована в Ленинград.

В связи с реорганизацией органов тыла Красной Армии в начале Великой Отечественной войны и созданием самостоятельных органов управления тылом возникла необходимость подготовки организаторов тыла в различных звеньях армии. Поэтому приказом НКО СССР от 11 сентября 1942 года № 0700 Интендантская академия была переименована в Военную академию тыла и снабжения.В годы воины, ввиду сложной оперативной обстановки, академии переходили на ускоренную подготовку специалистов, и им неоднократно приходилось менять свою дислокацию. Так, Военная академия тыла и снабжения в начале войны была переведена из Харькова в Ташкент, затем в октябре 1943 года в Калинин, Военно-транспортная академия - из Ленинграда в Кострому и обратно. Занятия при этом продолжались, как только завершалась передислокация вуза.

В эти тяжелые для страны и народа годы Военная академия тыла и снабжения и Военно-транспортная академия внесли достойный вклад в общее дело победы над фашистской Германией и империалистической Японией. Они подготовили более 13000 высококвалифицированных командиров  и инженеров тыла и транспорта, разработали около 750 важных проблемных научных тем.

1 сентября 1956 года в целях комплексной подготовки специалистов, занимающихся вопросами как снабжения материальными средствами, так; и доставки их войскам всеми имеющимися видами транспорта соответствии с приказом Министра Обороны СССР №0113 от 1 июня, 1956 года Военная академия тыла и снабжения и Военно-транспортная академия объединились в единую - Военную академию тыла и транспорта с дислокацией в, городе Ленинграде.

Объединение двух академий способствовало концентрации научно-педагогических кадров, размещение в городе со славными боевыми и трудовыми традициями позволило расширить и укрепить связи с гражданскими вузами, научными учреждениями и предприятиями города. Все это, безусловно, положительно сказалось на решении научных проблем развития тыла и транспорта.Академия тыла и транспорта активно включилась в процесс подготовки высококвалифицированных офицерских кадров для Тыла Вооруженных Сил.

Коллектив академии возглавляли генерал-лейтенант М.П. Миловский, который руководил академией с 1956 па 1965 год, Герой Советского Союза генерал-полковник К.Н. Абрамов - с 1965 по 1986 год, а также генерал-полковник Г.П. Пастуховский - с 1986 по 1990 гг.

На современном этапе главной задачей академии является приведение всей системы образовательного процесса в полное соответствие с концепцией строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2005 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 31 июня 1997 года и Министром обороны РФ (Приказ № 388 от 29 июля 1998 года "О совершенствовании системы военного образования в МО Российской Федерации").На основании вышеуказанных документов академия перешла к двухгодичному сроку обучения слушателей. При этом перед ними стояла задача: не снижать уровень профессиональной подготовки слушателей; сохранить научный потенциал академии и научные школы.

С переходом на новый срок обучения количество задач, стоящих перед академией не только не сократилось, а, наоборот, - увеличилось. Так; в соответствии с приказом Министерства обороны № 147 от 1998 года к академии в качестве филиалов были присоединены Вольское и Ульяновское высшие военные училища тыла. Кроме того, на академию возложена задача по подготовке офицеров с высшим образованием по специальности «дорожная служба». И академия уже с 1999 года приступила к обучению курсантов, что потребовало новых усилий командования и преподавательского состава в организации образовательного процесса.

Образовательный процесс в академии организуется и осуществляется 30 оперативно-тактическими, военно-специальными, общественными и общеобразовательными кафедрами.Для подготовки научно - педагогических и научных кадров в академии имеются докторантура и адъюнктура, действуют диссертационный совет по приему к защите докторских диссертаций и два диссертационных совета по защите кандидатских диссертаций. Это полностью обеспечивает потребности академии и ее филиалов по всем основным специальностям.

Говоря о слушательском составе академии, следует подчеркнуть, что почти все они прежде закончили высшие военные училища. Большинство из них имеет достаточный опыт работы в войсках на тыловых и командных должностях. Некоторые прошли через «горячие точки» Афганистана и Чечни. Возраст «среднестатистического слушателя около 30 лет, звание - капитан, майор.

Гораздо сложнее и многограннее становится вопрос подготовки курсантов к исполнению офицерских должностей в войсках, С этой задачей академия сталкивается впервые. Молодые люди, завершившие обучение в общеобразовательных школах и в стенах академии, в течение 5 лет должны получить все необходимые знания и быть воспитанными в духе патриотизма, любви к своему Отечеству, верности офицерскому долгу и лучшим традициям Вооруженных Сил. Все это, согласитесь, не простые задачи в условиях зарождающейся демократии и известного нигилизма современной молодежи.Сегодня, когда тыл всех звеньев оснащен разнообразной техникой, соответствующую подготовку получает каждый выпускник академии, Кроме того, особое внимание в обучении слушателей уделяется работе на компьютерной технике, выполнению расчетов и подготовке решений оперативно-тыловых и специальных задач.

Не снизить уровень профессиональной подготовки выпускников в условиях сокращения срока обучения и количества преподавателей - задача приоритетная и одновременно не простая для командования академии.

С началом реформирования Вооруженных Сил России и в академии идет процесс увольнения преподавательского состава. Только за последние годы по возрастному цензу и сокращению должностей в академии было уволено более 400 опытных; педагогов, из которых каждый второй является кандидатом или доктором наук. Восстановить утраченный научный потенциал - дело не простое и осуществляется это, в основном за счет активизации работы докторантуры, адъюнктуры, путем соискательства, а также за счет должностей гражданского персонала (пополняемого из числа ученых, уволенных с действительной военной службы).

В академии в настоящее время работает большой коллектив ученых, опытных преподавателей и научных сотрудников, среди которых 10 академиков, 9 членов-корреспондентов академий, около 300 кандидатов и докторов наук.В связи с изменением геополитической обстановки и экономического курса страны в условиях реформирования Вооруженных Сил перед учеными академии стоят совершенно новые научные задачи. Их суть заключалась в научном обосновании и глубокой всесторонней проработке проблем строительства и развития Тыла ВС в условиях общего сокращения Вооруженных Сил и совершенствования их организационной структуры, с учетом активного внедрения в экономику страны рыночных отношений.Несмотря на объективные трудности, они решаются вполне успешно. За последние 8 лет, в академии были разработаны более 20 проектов руководящих документов по Тылу ВС техническому и транспортному обеспечению, В их число вошли проект наставления по тыловому обеспечению операций; наставления по действиям бригады материального обеспечения, отдельного батальона и роты материального обеспечения; руководство по войсковому хозяйству; положение о продовольственном обеспечении Вооруженных: Сил РФ в  мирное и военное время и др.Также своевременно и качественно были выполнены заданные оперативные задания и экспресс - НИР по вопросам реформирования и развития Тыла ВС.Всего с 1991 по 1999 годы учеными академии разработано свыше 200 военно-теоретических трудов и плановых тем НИР, а также около 1000 инициативных тем. Результаты проведенных исследований были реализованы в 22 проектах руководящих документов, 16 информационных сборниках, 15 военно-теоретических трудах , 175 итоговых отчетах и более чем в 800 учебниках и  учебных пособиях.

Академия продолжает расширять и укреплять научные связи с военными и гражданскими учреждениями, при этом вносимый учеными академии вклад в значительной степени способствует повышению эффективности технологического процесса и на гражданских предприятиях.Ведущие ученые академии принимают активное участие в международных и межвузовских конференциях и семинарах, организуемых штабом Тыла ВС РФ, Государственной Думой, МВД РФ, Законодательным собранием и правительством Санкт - Петербурга и др. Участие ученых  в работе форумов поднимает престиж и авторитет академии как крупного научного центра.

Основу стационарной базы академии составляет аудиторный фонд, представленный системой стационарных пунктов управления, специализированных аудиторий и классов, учебных лабораторий и кабинетов. Всего в основных учебных корпусах было оборудовано более 260 аудиторий различного направления, в том числе 18 лекционных и кинолекционных аудиторий, 180 специализированных классов и аудиторий, 39 учебных лабораторий и кабинетов, 20 дисплейных классов и классов персональных ЭВМ, 3 лингафонных кабинета и др.

Полевая учебно-материальная база создана в целях совершенствования полевой выучки личного состава академии. Она включает комплекс материальных и технических средств, зданий, специальных учебных объектов, пунктов управления различных устройств и сооружений Такая база была создана стараниями, энергией и настойчивостью командования академии благодаря труду большого коллектива преподавателей, рабочих и служащих и личного состава батальона. Теперь, самое передовое наукоемкое в области техники тыла, тылового обеспечения войск слушатели видят в нашем учебном центре - Красное село.

В целях непрерывного совершенствования - материальной базы за последние 10 лет рационализаторами академии подано более 1400 рационализаторских предложений, из которых большая часть (1390) реализована.

Учитывая большую учебную, методическую, научную и работу, проводимую по совершенствованию учебно-материальной базы, Министр обороны РФ в своем приказе на новый учебный год определил Военную академию тыла и транспорта в числе лучших академий Министерства обороны.

С 1996 года академия включилась во Всеармейский конкурс на лучшую организацию изобретательской и рационализаторской работы и, спустя год была награждена грамотой Министра обороны Российской Федерации. Только за прошедшие 9 лет (с 1991 по 1999 гг.) в Роспатент было подано 418 заявок на изобретения (полезные модели) и получено 303 положительных решений и 274 охранных документа (авторских свидетельств, патентов). За этот год к числу наиболее значимых изобретений можно отнести: «способ контроля протяженного трубопровода, заполненного жидкими продуктами с диэлектрическими свойствами» (авторы - Г.Г. Гужавин, ГИ.Семенов, В.Н.Брославец), «Турбокомпактный двигатель с воспламенением от сжатия», авторы В.Р.Бурячко, А.В.Гук, В,М,Сидоров, Р.Н.Хабиров; Моноимпульсный способ изготовления железобетонных изделий (авторы А.В, Матвеев, К.В. Петров, ГИ, Гаврилов).

Важнейшим вкладом в улучшение бытовых условий личного состава академии явился ввод в эксплуатацию в 1996 году жилого дома для постоянного состава на Гражданском проспекте. На каждой кафедре и факультете были оборудованы комнаты быта и отдыха.Заботой и вниманием к досугу своего коллектива проникнуты мероприятия, проводимые в клубе академии, где в дни особых торжеств можно встретиться с известными и любимыми артистами кино и эстрады. Всегда проникновенны выступления Эдиты Станиславовны Пьехи, чей творческий путь, по ее образному выражению, начинался со сцены клуба нашей академии, Александр Розенбаум, Раиса Мирошниченко и другие артисты Санкт - Петербурга своим искусством и теплом своих сердец согревают душу коллектива, вдохновляют на творческие успехи.

В числе воспитанников академии, награжденных в различные периоды ее истории высокими государственными наградами, 15 Героев Советского Союза и 15 Героев Социалистического Труда. Труд личного состава академии отмечен Орденом Ленина и девятью орденами зарубежных государств.

Главное направление деятельности академии сегодня - приведение системы образовательного процесса в соответствие с Концепцией строительства Вооруженных Сил: адаптация и совершенствование работы всех звеньев тыла в новых экономических условиях с целью своевременного и полного тылового обеспечения организационных мероприятий проводимой военной реформы, реформирование структуры академии в соответствии с современными требованиями к высшим ученым заведениям; переход к обучению слушателей и курсантов по новым учебным планам и программам на основе положения Закона об образовании и программы совершенствования системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации. 

Материал подготовил полковник Малаев В.Ф.

Додати коментар


Захисний код
Оновити